Доктор Мэнди Мэтьюсон кратко излагает результаты своего исследования. Она взяла интервью и собрала данные у отчужденных взрослых детей, целевых родителей, а также бабушек и дедушек, чтобы узнать больше об их опыте, о том, как они справляются и что необходимо, чтобы лучше их поддерживать и решать проблему отчуждения родителей. В этой презентации доктор Мэтьюсон делится тем, что она узнала от участников исследования о том, как справляться с отчуждающим поведением родителей. Доктор Мэтьюсон — старший преподаватель школы психологических наук Университета Тасмании и старший клинический психолог, занимающийся частной практикой. Она является ведущим научным сотрудником Лаборатории исследований семьи и межличностных отношений в UTAS. Работа доктора Мэтьюсон сосредоточена на таких областях, как семейные отношения, насилие в семье, отчуждающее поведение родителей и психологические травмы. Она является соавтором книги «Понимание и управление родительским отчуждением: руководство по экспертизе и вмешательству».
Источник https://www.youtube.com/watch?v=Ds6-f9PJEL8
Опубликовано 11 апреля 2024 г.
Здравствуйте, я доктор Мэнди Мэтьюсон, и сегодня я собираюсь рассказать о некоторых моих исследованиях и некоторых рекомендациях, вытекающих из исследования, которое я проводила в Университете Тасмании. Я расскажу о пяти исследовательских проектах, над которыми мы работали последние несколько лет. Я расскажу вам об исследовании, в котором мы брали интервью у взрослых, которые были отчуждены от родителя в детстве в результате воздействия отчуждающего поведения родителей. Я также расскажу об исследованиях «Забытых родителей», это была серия исследований, которые мы проводили в течение некоторого времени, в ходе которых мы брали интервью у целевых родителей, то есть родителей, которые отчуждены от ребенка из-за воздействия отчуждающего поведения другого родителя, мы также просили их заполнить различные анкеты или опросы, чтобы у нас было много информации для этого исследования. Мы также провели небольшое исследование, посвященное опыту отчуждения бабушек и дедушек от своих внуков в результате воздействия отчуждающего поведения родителя. Мы также поговорим о недавнем исследовании, которое было опубликовано пару месяцев назад, в котором мы брали интервью у отчужденных взрослых детей и целевых родителей, которые воссоединились друг с другом после периода родительского отчуждения, а также я представлю краткое изложение некоторых исследований, которые мы провели, чтобы выяснить, какие научно обоснованные вмешательства являются лучшими для борьбы с родительским отчуждением и каковы основные ингредиенты, которые есть в этих вмешательствах и которые приводят к эффективным или хорошим результатам.
Я начну с исследования взрослых отчужденных детей. Мы взяли интервью у взрослых, которые сказали, что они были отчуждены от родителя в детстве в результате воздействия отчуждающего поведения другого родителя. У нас была выборка из 20 участников, которая может показаться небольшой, но на самом деле это достаточно для исследования, основанного на интервью. У нас были участники разного возраста со всего мира, некоторые из этих участников воссоединились со своим целевым родителем. Все их истории были весьма душераздирающими, поэтому мы нашли доказательства того, что отчуждающее поведение родителей можно считать коварной формой насилия. Одной из причин отчуждающего поведения родителя является принудительный контроль, но мы также обнаружили, что воздействие отчуждающего поведения родителя может быть лишь верхушкой айсберга. Многие из этих участников также говорили о том, что подвергались другим формам жестокого обращения с детьми, некоторые из них подвергались физическому насилию со стороны отчуждающего родителя. Они описали довольно значительный уровень пренебрежения: когда они находились под постоянной опекой отчуждающего родителя. Отчуждающий родитель не мог эффективно воспитывать их по разным причинам, мы также обнаружили некоторые доказательства финансового контроля. В некоторых случаях пренебрежение, которое дети испытали, затем сделало их уязвимыми для других типов злоупотреблений, таких как сексуальное насилие, поэтому на самом деле мы обнаружили довольно большой объем насилия над детьми, которое происходит наряду с отчуждающим поведением родителя.
Это, конечно, оказало значительное влияние на жизнь взрослого отчужденного ребенка. Поэтому, когда мы рассмотрели некоторые проблемы с психическим здоровьем, о которых они сообщили. Участники сообщили, что испытывают такие проблемы, как депрессия, тревога, СДВГ, значительная психическая дисрегуляция. Некоторые из них говорили о наличии симптомов, которые считали обусловленными СДВГ у взрослых, но когда мы посмотрели на группу проблем, о которых они сообщали, казалось, что их симптомы соответствовали сложным реакциям на травму. Они сообщали обо всех различных типах травматических реакций, которые мы видим у других взрослых, которые подвергались другим формам насилия в детстве, но без отчуждающего поведения родителя. Это, конечно, оказало значительное влияние на траекторию жизни этих участников. Многим из них было трудно сосредоточиться на обучении в школе, потому что, когда вы сосредоточены на том, чтобы просто выжить в семье, полной насилия, очень трудно сосредоточиться на школе. В то же время как некоторые из участников обнаружили, что им нужно сосредоточиться на школе, потому что это было единственное место, где они чувствовали себя в безопасности и где они могли контролировать то, что с ними происходило. Конечно, то, как их опыт повлиял на их способность учиться в школе, позже повлияло на возможности трудоустройства, и мы обнаружили, что это оказало значительное влияние на способности формировать взрослые отношения. Поэтому многие из них говорили о том, что они просто не способны определить признаки склонности кого-то к жестокому обращению, когда они вступали в романтические отношения, в которых они находятся в жизни. Поэтому некоторые из них говорят о том, что они снова стали партнерами людей, которые были очень похожи на их отчуждающего родителя. И, конечно, это означало, что некоторые из этих участников затем рассказывали о том, как они затем стали отчужденными от своих собственных детей, т.е. они женились (выходили замуж) на ком-то или завели детей с кем-то, кто был способен использовать все те же виды отчуждающего поведения и поведения типа семейного насилия, которые использовал их отчуждающий родитель. Это было свидетельством передачи родительского отчуждения из поколения в поколение.
Но, возвращаясь к влиянию на отношения, отчуждение родителя действительно оказало влияние на многие отношения, о которых говорили участники, они говорили о невозможности доверять другим людям, потому что в детстве им было так больно, а также говорили о том, что они не могут даже доверять себе в своих собственных суждениях, что, я думаю, вполне согласуется с опытом людей, которые находились под принудительным контролем и у которых были ситуации, когда их реальность была искажена ложью, манипуляциями и психологическим насилием. Мы обнаружили, что существует абсолютная необходимость во внешнем вмешательстве, существует необходимость раннего вмешательства, чтобы предотвратить это и предотвратить этот каскад трудностей для этих детей по мере их взросления. Есть группа людей, которые пострадали от отчуждающего поведения родителя и всех других оскорбительных действий, которые могут сопровождать это и поэтому необходимы хорошие, основанные на фактических данных вмешательства для тех взрослых, которые пытаются излечиться от травмы, которую они пережили в детстве.
Перейдем к исследованию «Забытые родители», мы опросили в общей сложности 89 человек. Они сказали, что были отчуждены от ребенка из-за воздействия отчуждающего поведения другого родителя и у нас также есть несколько других исследований, в которых мы просили целевых родителей заполнить различные опросы, чтобы узнать больше об их опыте. Поэтому я кратко изложу суть этих исследований на данный момент, я сосредоточусь на том, как они описали свой опыт, а также стратегии преодоления, которые они использовали, пытаясь справиться с ситуацией, в которой они оказались. Существуют как полезные стратегии преодоления, так и бесполезные стратегии преодоления, которые мы определили. В этом исследовании мы снова нашли доказательства того, что отчуждающее поведение родителя является коварной формой семейного насилия. Многие из наших участников сообщили, что до того, как отношения с отчуждающим родителем закончились, этот отчуждающий родитель совершал против них другие виды насилия в браке, а некоторые из целевых родителей сказали, что это было причиной разрыва отношений. Они хотели оказаться в безопасности, но насилие и принудительный контроль продолжались после развода, а затем отчуждающий родитель использовал ребенка как часть этого принудительного контроля.
Родители, которых мы интервьюировали, сообщили, что испытывали все виды семейного насилия. Они сообщили о принудительном контроле, о психологическом насилии и манипуляциях, о физическом насилии, совершаемом отчуждающим родителем, некоторые из них говорили о сексуальном насилии, финансовом контроле. Поэтому они были очень обеспокоены благополучием своих детей в этой ситуации.
Мы также обнаружили, что все участники, как правило, говорили о своем горе по потерянному ребенку, который был еще жив, и они говорили о сложностях этого горя, так как это было горе, которого другие люди не понимали, даже близкие им люди не обязательно понимали. Они говорили о горе, которое просто не было признано, и о горе, в котором просто не было поддержки, а также о горе, которое другие люди отрицали. Поэтому они чувствовали, что им некуда обратиться, чтобы получить поддержку и признание этого горя, а также просто найти кого-то, кто может сказать, что я слышу и понимаю. Поэтому они говорили об очень сложных реакциях горя, и, конечно, эти реакции горя и их травматический опыт затем усугублялись попытками использовать услуги, которые, как они изначально думали, смогут помочь им и их детям. Я не нашла, что бы кто-либо из нашей выборки говорил о положительном опыте общения с судом по семейным делам. Все участники говорили о том, как это только усугубляло их страдания и их травмы, а также их горе и переживания утраты.
Об обращении к специалистам по психическому здоровью некоторые из участников сказали, что это был действительно важный, полезный и исцеляющий опыт, но для некоторых было очень трудно найти практикующего врача, который обладал бы достаточными знаниями об отчуждающем поведении родителя и его влиянии, и это повлияло на возможности взаимодействия с этим практикующим, на доверие к этому врачу возможность продуктивно работать с ним.
Вызывает очень серьезную тревогу: мы обнаружили, что 23% опрошенных нами участников пытались покончить жизнь самоубийством, что, по их словам, было результатом их страдания от отчуждения, а некоторые из этих участников несколько раз пытались покончить жизнь самоубийством. 44% наших участников сказали, что они совсем не справляются с ситуацией, а 59% сказали, что они находились в финансовом кризисе, потому что потратили так много денег, пытаясь просто быть родителями для своих детей. Таким образом, некоторые из наших участников потратили огромные суммы денег и боролись в судах, чтобы просто провести некоторое время со своими детьми. Эти родители понесли значительные личные и финансовые затраты.
Мы обнаружили, что родители, с которыми мы беседовали, были очень активны в попытках воссоединиться со своими детьми, они пытались или перепробовали абсолютно все, что могли придумать, некоторые все еще пытались плакать, а некоторые родители пришли к пониманию того, что они больше ничего не могут сделать и что им придется принять решение о прекращении юридической тяжбы и попробовать что-то еще. Для некоторых из этих участников это «что-то еще» было сосредоточено на их собственном исцелении, чтобы они могли быть здоровы и могли жить как можно лучше в данных обстоятельствах и быть готовыми к тому времени, когда их ребенок может обратиться к ним в будущем.
Когда мы рассматривали типы стратегий преодоления трудностей, которые использовали родители, некоторые говорили об участии в интеллектуальной деятельности, изучали области знаний, чтобы затем стать либо юристами, либо психологами/психиатрами, практикующими врачами, чтобы затем поработать в этой области, чтобы попытаться изменить ситуацию. Кто-то просто решил изучить что-то интересное, чтобы попытаться отвлечься. Некоторые люди говорили о преимуществах социального взаимодействия и говорили, что у них есть хорошая социальная поддержка, друзья и родственники, к которым они могли обратиться. Но некоторые сказали, что их сети социальной поддержки изменились в результате развода и отчуждающего поведения другого родителя, что они потеряли членов своей сети социальной поддержки или их сеть поддержки просто не понимала, и им было трудно обсуждать с ними свой опыт, потому что иногда друзья или родственники из лучших побуждений давали совет, но этот совет был бесполезен. Некоторые участники говорили о физической активности и регулярных физических упражнениях, а также о огромной пользе этого для них. Некоторые из них говорили о том, что они достаточно активны духовно и действительно опираются на свою систему убеждений или свои церковные сообщества в качестве способа поддержки. Некоторые из наших участников также говорили о том, что они заняты работой, потому что при этом они отвлекаются, просто зацикливаясь на работе и работая очень усердно. Для некоторых это был выбор, который они сделали в сложившихся обстоятельствах, и они использовали его, чтобы отвлечься, но некоторым пришлось тяжело работать, потому что они находились в плохом финансовом состоянии. Люди также говорили о различных хобби, которые они использовали, чтобы отвлечься и чтобы помочь им регулировать свое психическое состояние и успокоить свою нервную систему от переживаний травматического опыта. В дополнение к некоторой поддержке со стороны семьи и друзей, независимо от того, была ли она полезной или бесполезной, некоторые также говорили о специалистах, которых они видели, и о помощи, которую они получили. от практикующих специалистов. Ключевым моментом, по-видимому, является то, что целевые родители действительно выиграли от поиска подходящего практикующего специалиста, который обладает достаточными знаниями об отчуждающем поведении родителя и его влиянии, а также то, что целевой родитель мог доверять и знать, что он будет услышан, что ему поверят, и что этот специалист окажет ему необходимую заботу и поддержку.
Перейдем к исследованию бабушек и дедушек. Мы взяли интервью у небольшой группы бабушек и дедушек, которые были отчуждены от своих внуков в результате отчуждающего поведения родителя. В этом исследовании мы сосредоточились на опыте родителей целевых родителей, но мы также признаем, что иногда родители отчуждающего родителя также могут быть отчуждены от детей, потому что отчуждающий родитель, независимо от того, насколько близок этот человек, если он не считается союзником, то этот родитель будет считать, что этот человек настроен против него, и с ним разорвут все связи. Поэтому, если родитель отчуждающего родителя не воспринимается как его союзник, тогда он тоже удаляет своего родителя из своей жизни. Но для этого исследования мы сосредоточились на родителях целевых родителей. Мы обнаружили, что бабушки и дедушки, с которыми мы беседовали, сообщили, что подвергались всем типам отчуждающего поведения, используемого отчуждающим родителем, о которых сообщали отчужденные взрослые дети и преследуемые целевые родители, поэтому они тоже подвергаются такому оскорбительному поведению. Мы также обнаружили, что они говорили о переживании бесправного горя, они говорили не только о скорби по поводу потери своего внука, но и о скорбя о том, что они, возможно, никогда больше не увидят этого внука до своей смерти, они также говорили о горе и потере, связанных с потерей своего собственного ребенка, каким они его знали, из-за изменений, которые произошли с их ребенком, целевым родителем. В результате этого опыта они также говорили о своих собственных финансовых потерях, потому что многие из опрошенных нами людей сказали, что они частично финансировали юридическую борьбу за то, чтобы их ребенок имел доступ или был родителем своего ребенка. Поэтому некоторые из наших бабушек и дедушек были вынуждены вернуться на работу или не смогли выйти на пенсию, когда планировали, потому что им нужно было работать, чтобы либо продолжать финансировать законную часть расходов, либо возмещать некоторые из понесенных расходов. Также они говорили о потерях, связанных с отсутствием возможности оставить наследство своему ребенку и внукам из-за потерь, с которыми они столкнулись в результате этого опыта. Некоторые бабушки и дедушки также говорили о том, что чувствовали себя пойманными посередине конфликта в попытке поддержать своего ребенка и его отношений с ребенком, который пытается разобраться в очень сложных отношениях с отчуждающим родителем просто для того, чтобы они могли провести некоторое время со своим внуком или внучкой. Кроме того, говорили о влиянии, которое это оказало на их отношения с собственным ребенком, поэтому для бабушек и дедушек их опыт очень сложен и очень труден. И еще один тяжелый опыт – это переживание бесправного горя из-за многих потерь.
Теперь позвольте мне поговорить об исследовании воссоединения. Мы говорили об опыте воссоединения после периода родительского отчуждения, это происходило, когда родители и взрослые отчужденные дети пробились друг другу без какой-либо конкретной официальной стратегии вмешательства. Мы опросили взрослых отчужденных детей, и мы опросили целевых родителей, теперь в некоторых случаях мы смогли опросить родителей и ребенка, в других случаях мы просто опросили либо ребенка, либо родителя, и они обязательно были уже связаны друг с другом. Это первое известное нам исследование, в котором изучался опыт воссоединения с обеих точек зрения, и мы определенно обнаружили некоторые действительно интересные вещи. Было обнаружено, что существует цикл отказа от подхода, который будут выполнять многие из отчужденных детей: они могут приблизиться к целевому родителю, а затем уйти, и целевой родитель может не получать известий от этого ребенка в течение очень долгого времени, а затем это может циклически повторяться в течение многих лет. Это почти как если бы ребенок проверял воду и смотрел, безопасно ли это, а затем отступал и снова проверял воду. Некоторые из отчужденных детей все еще подвергаются отчуждающему воздействию со стороны родителя, что также влияет на их способность поддерживать постоянный контакт с целевым родителем.
Поэтому даже когда ребенок становится взрослым, отчуждающие родители вмешиваются в его жизнь. У нас также было несколько историй, где влияние отчуждающего родителя продолжалось даже после смерти этого родителя, и это происходило потому, что, когда этот родитель умирает, воздействие принудительного контроля и эмоциональных манипуляций не прекращается. Поэтому целевые родители должны быть готовы и к такой ситуации, циклам отступления, которые могут продолжаться очень долго, и им также нужно с этим справиться, для родителей это процесс возрождения их надежд, а затем снова их разрушения, поэтому они действительно находятся в этой поездке на американских горках воссоединения, которая может быть весьма огорчительной.
Мы обнаружили, что процесс должен управляться ребенком, вам нужно идти в темпе ребенка, потому что, если вы будете идти слишком быстро и слишком рано для ребенка, вы нарушите его темп воссоединения, и он отступит, и вы не знаете, как долго он будет снова отчужден, поэтому родителям нужно действовать очень медленно и постоянно в этом процессе. И, конечно, сложные травматические реакции как родителя, так и ребенка могут негативно повлиять на этот опыт, поэтому для многих родителей важно понимать: ребенок уже не тот ребенок, который был до отчуждения, и теперь родители взаимодействуют с тем, кто весьма травмирован. Но и целевой родитель также может быть очень травмирован, и поэтому, если целевой родитель очень реактивен и расстроен и пытается поддерживать разговор, типа «разреши мне рассказать о том, как обстоят дела у меня», «разреши мне рассказать тебе реальную историю того, что произошло», это просто ошеломит ребенка, и ребенок отступит и может не вернуться. Поэтому очень важно, чтобы вы делали это медленно и каждый раз, когда к ребенку есть подход Целевой родитель должен действовать с одинаковой любящей добротой и состраданием каждый раз.
Целевой родитель должен иметь хороший набор инструментов для преодоления трудностей, чтобы справиться с этим, и это действительно помогает, если его поддерживает практикующий психиатр, который знает об отчуждении родителя, чтобы иметь возможность поддержать его в этом процессе. Ребенку может быть полезна поддержка хорошего практикующего специалиста, который может помочь ему осмыслить опыт, который ребенок переживает, потому что он очень мощный для них, а также имеет значение способность отчужденного ребенка устанавливать границы во время этого процесса, что может влиять на процесс воссоединения, потому что многие из отчужденных детей не знают, как выглядят хорошие здоровые границы, и поэтому они привносят этот опыт в отношения с целевым родителем. Роль целевого родителя может заключаться в том, чтобы очень мягко учить и моделировать то, как выглядят здоровые границы, которые включают в себя здоровые границы заботы о себе, но также и здоровые границы здоровых отношений. Это похоже на доброту. выглядит как сострадание, это похоже на понимание, поэтому некоторым родителям трудно установить здоровые границы отношений со своим ребенком, потому что тогда они боятся, что ребенок плохо отреагирует и снова исчезнет. Поэтому некоторым родителям нужно принять решение о том, хотят ли они, чтобы их отношения с ребенком зависели от нездоровых границ и нездоровых моделей взаимодействия, или они хотят настойчиво моделировать и учить ребенка тому, как выглядят здоровые отношения. Я уже упоминала о постоянном давлении отчуждающего поведения родителя, оно всегда присутствует в этом процессе, и отчуждающий родитель может попытаться повлиять на ребенка, саботировать процесс воссоединения. Поэтому иногда у целевого родителя может быть некоторый контакт с ребенком, а затем он прекращается, что может быть просто потому, что отчуждающий родитель контролирует и наблюдает за поведением ребенка, препятствуя ребенку вступать в дальнейший контакт с целевым родителем.
Очень важно, чтобы вы хорошо заботились о себе в этом очень сложном процессе, и очень важно, чтобы вы продолжали жить своей жизнью и никогда не сдавайтесь, потому что вы просто не знаете, что ждет вас в будущем.
Мы также провели исследование, в котором решили выяснить, каковы научно обоснованные вмешательства в отношении отчуждения родителей, поэтому мы просмотрели литературу, чтобы узнать, что в настоящее время доступно и используется на практике. Существует ли множество доступных вмешательств, которые описаны в литературе по экспертным оценкам родительского отчуждения, но мы хотели знать, насколько эффективны они в восстановлении отношений целевого родителя с ребенком и преодолении психологических трудностей, которые сопровождают отчуждение родителя. Мы также хотели дать рекомендации относительно того, какие стратегии вмешательства являются лучшими, какие являются составляющие являются наиболее важными. Мы нашли в литературе о передовой практике вмешательства в отчуждение родителя, что крайне важно, чтобы отчуждение родителя считалось проблемой защиты детей. Поэтому любое вмешательство должно начинаться с этого, и ребенок должен быть защищен от любого дальнейшего вреда.
Следует обратить внимание на поведение отчуждающего родителя, чтобы он был готов поддержать отношения между ребенком и другим родителем. Некоторым отчуждающим родителям трудно прийти к этому моменту, и поэтому суду необходимо принять соответствующее решение относительно того, что лучше в этой ситуации и возможно, что ребенку следует оставаться на попечении целевого родителя. Должен быть скоординированный подход между юридической системой и терапевтическими системами психического здоровья, между ними должна быть такая координация, которая им нужна, чтобы работать совместно. Если между ними есть разрыв, это не сработает, должны быть строгие графики посещений и опеки, установленные механизмы, они должны быть очень четкими, чтобы они не могли быть неправильно истолкованы, использованы или изменены отчуждающим родителем. Это должно быть санкционировано судом, вмешательство должно быть санкционировано судом, потому что результатом вмешательства является то, чего не хочет отчуждающий родитель, поэтому для них должен быть внешний мотиватор, чтобы они включились в этот процесс. Также необходимы некоторые санкции суда за несоблюдение требований.
Вмешательство должно работать на улучшение психологического благополучия детей, поэтому необходимо устранить травму, которую они пережили, нужно поддержать целевого родителя в построении таких отношений с травмированным ребенком, что означает предоставление им психологической помощи, помогая им справиться с реакцией на травму, чтобы это не влияло негативно на их отношения с ребенком.
Также необходимо какое-то вмешательство для отчуждающего родителя. Важно, чтобы он был включен в процесс настолько, насколько он готов участвовать, потому что конечная цель состоит в том, чтобы этот ребенок мог иметь отношения с обоими родителями. Поэтому успешное воссоединение выглядит как ситуация, когда ребенок может иметь отношения с обоими родителями, когда для ребенка это безопасно. Но некоторые отчуждающие родители предпочитают делать все, кроме вмешательства, и все, кроме здоровых отношений со своим ребенком. Конечная цель – это восстановление отношений и переход к совместному воспитанию ребенка обоими родителями. Однако проблема может оказаться в реальности более сложной, особенно в тяжелых случаях.
Важной частью вмешательства является установление здоровых границ и общения внутри семьи. Поэтому с точки зрения рекомендаций для всех участников: отчужденный ребенок, целевой родитель, целевые бабушка и дедушка могут получить профессиональную поддержку, которая может быть очень полезной, потому что у всех был травматический опыт, и им нужно время, чтобы исцелиться. Им может помочь поддержка специалиста, который обучен помогать им исцеляться, если они смогут создать вокруг себя хорошую сеть поддержки и сосредоточиться на уходе за собой и заботе о себе, чтобы они были в лучшем положении, чтобы затем восстановить отношения. Очень важно, чтобы все получили информацию об отчуждающем поведении родителей и о его влиянии, а также о том, что это такое, как они могут повлиять и как можно исцелиться. Знание в этой ситуации - это сила, но также важны правильные знания, хорошие, основанные на фактических данных точные знания. Потому что существует много дезинформации о том, как ребенок воссоединяется с другими родственниками, когда он будет готов к этому. А родители, бабушки и дедушки должны сосредоточиться на исцелении и выздоровлении, чтобы они были настолько хороши, насколько можно, когда ребенок возвратится в вашу жизнь.
Это лучшие рекомендации, которые я могу дать на основе имеющихся у нас исследований, которые мы все еще продолжаем. Еще многое предстоит сделать и еще многое будет опубликовано, но мы надеемся, что наши исследования станут началом некоторых изменений. Если вы хотите узнать больше, у нас также есть книга, написанная в соавторстве «Понимание и управление отчуждением родителей. Руководство по экспертизе и вмешательству». Эта книга как для практикующих специалистов в области психического здоровья, так и для практикующих юристов, а также для людей, которые столкнулись с отчуждающим поведением родителей, поэтому мы постарались сделать ее доступным как можно большему количеству людей. Надеюсь, эта информация оказалась для вас полезной. Спасибо за внимание.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
КЕЙТЛИН БЕНТЛИ И МЭНДИ МЭТЬЮСОН. ВЗРОСЛЫЕ РАССКАЗЫВАЮТ О СВОЕМ ДЕТСКОМ ОПЫТЕ ОТЧУЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЯ
ДОКТОР РИЧАРД ВАРШАК. НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПРИ НАЛИЧИИ У РЕБЕНКА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ
ЛИНДА ГОТЛИБ. ТЕРАПИЯ ВОССОЕДИНЕНИЯ (TPFF) ПРИ ТЯЖЕЛОМ РОДИТЕЛЬСКОМ ОТЧУЖДЕНИИ
ДОКТОР ДЖЕНИФЕР ХАРМАН И ДР. ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ TPFF ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ СИЛЬНО ОТЧУЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ
ДОКТОР КРИСТИНА ШАРП И ДР. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ
КАРЕН ВУДОЛЛ. ИСТОРИИ НАДЕЖДЫ: ВОССОЕДИНЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ
Комментариев нет:
Отправить комментарий