понедельник, 7 февраля 2022 г.

А. ТАВАРЕС И ДР. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ЦЕЛЕВЫМ РОДИТЕЛЕМ: ОПЫТ ОТЧУЖДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ

 

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ЦЕЛЕВЫМ РОДИТЕЛЕМ: ОПЫТ ОТЧУЖДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ

 

Авторы Таварес А., Креспо К. и Рибейро М. Т.

Эта работа была рекомендована  факультетом психологии  университета  Лиссабона.

Факультет психологии, Университет Лиссабона, Португалия

 

Источник https://link.springer.com/article/10.1007/s10826-021-01914-6

Journal of Child and Family Studies, том 30, страницы 1370–1380 (2021)

 

Опубликовано: 12 февраля 2021 г.

 

 

Открытый доступ. Эта статья находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, которая разрешает использование, совместное использование, адаптацию, распространение и воспроизведение на любом носителе или любом формате при условии, что вы надлежащим образом укажете автора (авторов) и источник и ссылку на лицензию Creative Commons.

 

 

Резюме

 

Термин «отчуждение родителей» относится к негативному влиянию одного из родителей на восприятие ребенком другого родителя (целевого родителя). Цель этого исследования состояла в том, чтобы получить более глубокое понимание опыта целевых родителей в отношении родительского отчуждения с их собственных точек зрения. Для этого качественного исследования был проведен тематический анализ полуструктурированных интервью с восемью участниками в возрасте от 33 до 51 года.

Данные индивидуальных полуструктурированных интервью позволили выделить четыре основные темы: восприятие личного воздействия, стратегии выживания, семейные отношения и сеть поддержки. Родители определили серьезное ухудшение своего физического и эмоционального благополучия и в основном определили стратегии, ориентированные на эмоции, чтобы справиться с этой неблагоприятной текущей ситуацией. Кроме того, они сообщили об изменениях в отношениях с упором на трудности в семье и социальном контексте. Обсуждается вклад полученных результатов в исследования и вмешательства для  родителей и семей, переживающих родительское отчуждение

.

Основные тезисы

 

     Целевые родители сообщают о негативных последствиях для психического здоровья.

 Что касается выживания, целевые родители сообщают о более эмоционально ориентированных стратегиях, чем о стратегиях, ориентированных на проблемы.

   Изменения в семье и социальной поддержке в контексте отчуждения родителей могут нанести ущерб благополучию целевых родителей.

  Мультисистемные  вмешательства могут быть полезны для улучшения благополучия родителей и семейных отношений.

 

Индивидуальные и семейные характеристики целевых родителей

 

Научная литература в этой области указывает, что целевые родители сообщают о негативных результатах адаптации в условиях отчуждения от детей, таких как депрессия, стресс, разочарование, потеря, страх, беспомощность и чувство отчаяния (Baker and Andre 2008; Baker and Darnall 2006; Vassiliou and Cartwright 2001; Poustie et al. др. 2018). В недавнем исследовании показано, что чем больше родители воспринимали тактику родительского отчуждения, тем больше они сообщали о стрессе, связанном с угрозой отчуждения для их текущего и / или будущего благополучия (Balmer et al. 2018). Целевые родители часто теряют родительскую роль и власть (Vassiliou and Cartwright 2001). Они хотят поддерживать отношения со своим ребенком и стремиться к участию в его жизни. Трудности, с которыми сталкиваются целевые родители при выполнении своей родительской роли, в дополнение к опасениям относительно текущего и будущего психического здоровья своего ребенка (Poustie et al. 2018) могут способствовать переживанию потери контроля и психологической дезадаптации (Balmer et al. 2018). ). Качественное исследование показало, что даже когда целевой родитель пытается оставаться нейтральным и не вовлекать ребенка в родительский конфликт, такое поведение может иметь неблагоприятные последствия, такие как повышенная уязвимость этого родителя из-за враждебного подхода отчуждающего родителя. (Godbout and Parent 2012).

            Целевые родители выявляют необоснованные причины обесценивания и неприятия себя детьми в результате манипуляции со стороны другого родителя (Baker and Damall 2007). Целевые родители конкретно идентифицируют отчуждающее поведение как эмоциональную манипуляцию, поощрение неповиновения ребенка целевому родителю и альянса между отчуждающим родителем и ребенком. Они понимают, что их заблокировали от информации о ребенке, что они являются целью кампании очернения, и ощущают, что их искоренили из  жизни ребенка (Poustie et al., 2018). Фактически, целевые родители воспринимают свои отношения со своим ребенком как ограниченные поведением другого родителя, таким как перехват звонков или сообщений, когда они пытаются установить контакт с ребенком (Baker and Darnall, 2006; Harman et al., 2016). Одним из индикаторов родительского отчуждения является сокращение  контактов между целевым родителем и ребенком, что может существенно повлиять на их отношения (Vassiliou and Cartwright 2001). В ситуациях родительского отчуждения дети обычно заявляют, что их мысли не находятся под влиянием отчуждающего родителя («феномен независимого мыслителя» по Р.Гарднеру), они не выражают вину или раскаяние за то, что они приняли сторону другого родителя во время семейного  конфликта, дети принимают язык отчуждающего родителя и также отвергают всю расширенную семью целевого родителя (Baker and Darnall 2007).

Дети могут действовать и сами как вторичные отчуждающие, и расширенные члены семьи отчуждающего также имеют тенденцию следовать их примеру и отчуждать детей от целевого родителя (Vassiliou and Cartwright 2001) . Таким образом, помимо воздействия на целевого родителя на индивидуальном уровне, отчуждение родителей также влияет на семейные отношения.

Тем не менее, несмотря на чувство отчаяния, горя и изоляции, целевые родители выглядят мужественными и стойкими и ищут стратегии выживания (Maturana et al. 2018). Стратегии преодоления относятся к степени реагирования на стрессовые события, минимизированию предполагаемой угрозы и уменьшению  стресса. Эти стратегии могут быть ориентированы на саму проблему (попытки напрямую изменить или устранить источники стресса) или на эмоции (попытки уменьшить или управлять эмоциональным дистрессом, связанным с ситуацией; Лазарус и Фолкман, 1984). На сегодняшний день существует мало исследований, посвященных стратегиям выживания целевых родителей. Единственным исключением являются качественные данные, полученные в результате онлайн-опроса 126 целевых родителей, проживающих в нескольких странах ( Австралия , Бельгия , Канада , Индия , Ирландия , Новая Зеландия , Великобритания и США ; Poustie et al. 2018). Несмотря на негативные эмоции, возникающие из ситуации родительского отчуждения, вышеупомянутые родители определили активные стратегии выживания и сообщили о надежде в отношении родительского отчуждения. Одним из примеров позитивного отношения была надежда на воссоединение с детьми, которая оказалась защитным фактором от проблем с психическим здоровьем (Poustie et al. 2018). В этом исследовании родители решили заняться терапией, найти социальную поддержку и инвестировать в самообразование, приобретение знаний в качестве стратегии выживания, поскольку они стремились повысить осведомленность других в сообществе (Poustie et al. 2018).

 

Целевые родители и система правовой и психологической/психиатрической  помощи

 

Когда возникает ситуация родительского отчуждения, целевые родители часто обращаются за помощью к специалистам в области психического здоровья и юристам (Baker 2010). Недавний систематический обзор показал, что целевые родители были недовольны этими видами формальной поддержки (Maturana et al. 2018). Лица, которые идентифицировали себя как целевые родители, сообщили о неудовлетворенности большинством своих адвокатов и указали на то, что страдали от беспокойства и депрессии во время судебного разбирательства, связанного с юридическим эпизодом, касающимся посещения, доступа к ребенку, решения об опеке или времени общения родителя с ребенком, а также о высоком уровне неудовлетворенности  окончательным решением (Baker 2010). Более того, родители указали на неудовлетворенность услугами специалистов здравоохранения, поскольку они не имеют информации и необходимой подготовки в отношении случаев родительского отчуждения; это способствовало возникновению у этих родителей чувства беспомощности и безнадежности (Poustie et al. 2018). Взаимодействие  правовых аспектов и аспектов психического здоровья родителей в ситуации отчуждения родителей важно, учитывая, что тревога и депрессия контрпродуктивны во время судебного процесса, среди прочего ухудшая самоконтроль (Baker 2010).

 

Данное исследование

 

Целевые родители подвергаются высокому уровню стресса и испытывают психологические перегрузки  в контексте семейных невзгод. Однако исследований, посвященных опыту этих родителей, все еще на удивление мало (Balmer et al. 2018; Maturana et al. 2018). Это исследование было направлено на устранение этого пробела путем изучения опыта восьми самоидентифицированных целевых родителей, основанного на их собственных точках зрения, с помощью углубленного полуструктурированного интервью. В частности, были изучены сведения, полученные  из индивидуального и семейного опыта родителей, живущих в ситуации родительского отчуждения.

  

Процедура

 

Участников набирали онлайн через социальные сети, рекламирующие исследовательский проект по отчуждению родителей, и через ассоциации, непосредственно работающие с такими судебными делами. Были учтены этические принципы сбора данных в режиме онлайн (Barchard 2003) и предоставлена краткая информация о целях исследования и роли участников и исследователей. Критерии включения для участия в этом исследовании: (1) быть родителем  ребенка в возрасте до 18 лет, (2) быть родителем, который идентифицирует себя как переживающий ситуацию, когда другой предок предпринял физические или психологические действия, чтобы способствовать дистанции между ним и ребенком, также известной как отчуждение. Участники состояли из 5 мужчин и 3 женщин (N = 8) в возрасте от 33 до 51 года.

 

Полученные результаты

 

Анализ данных качественных данных привел к четырем основным темам, связанным с опытом родителей в ситуации родительского отчуждения: (1) восприятие личного воздействия; (2) стратегии выживания; (3) семейные отношения и (4) сеть поддержки.

  

Личное восприятие

 

Восприятие личного воздействия охватывало реакции, испытываемые целевыми родителями, включая эмоциональные реакции  и физические реакции. Примеры одиннадцати эмоциональных реакций - это страхи, лежащие в основе неуверенности: «Я действительно боюсь будущего. Я действительно боюсь, действительно, очень, очень боюсь быть вдали от моих детей, вдали от их друзей, их детей, боюсь не иметь возможности построить какие-либо любовные отношения»(Клэр, 51) и печали «Это грустно, я в печали. Мне грустно, но я не могу этого показать. Я должен выглядеть сильным. (…) Но мне грустно из-за отношения людей» (Ричард, 33). Участники выявили в основном негативные эмоции, связанные с их текущей ситуацией родительского отчуждения, переживания негатива, вины и несправедливости. Тем не менее, они все же смогли определить положительную эмоцию, связанную с их ребенком: безусловную любовь к ребенку, что подчеркивало важность ребенка для благополучия родителей.

Что касается физических реакций, наглядным примером является обострение болезней «Я могу сказать вам, что вскоре после этого у меня диагностировали хроническое заболевание (…), все это усилило стресс» (Кристен , 43). Помимо негативных эмоций, испытываемых участниками, они также ощущали физическое воздействие ситуации, сообщая о болезнях, физическом напряжении, кошмарах и потере веса из-за переживаний и трудностей, связанных с отчуждением родителей.

 

Стратегии выживания

 

Другой возникшей темой были стратегии совладания со  стрессом, вызванным родительским отчуждением. Стратегии совладания родителей были организованы как: эмоционально-ориентированные, включая усилия по уменьшению или устранению эмоционального воздействия родительского отчуждения, и ориентированные на проблемы, включая усилия по снижению или устранению стрессового события родительского отчуждения.

 

Некоторыми наглядными примерами эмоционально-ориентированного совладания являются поддержка друзей, в том числе социальная деятельность, чтобы отвлечь внимание от проблемы «некоторые друзья, когда я сказала, что я не пойду, сказали, что они пойдут к моему дому, позвонят в дверь и скажут: мы здесь!» (Кристен, 43) и активность, включая действия по преодолению трудностей родительского отчуждения «Я хочу бороться, чтобы остаться жизнеспособным в ближайшем будущем. Я надеюсь, что мать  откроет доступ к нашему ребенку, потому что я не родился, чтобы быть отцом на неполный рабочий день» (Карл, 36). Всего участники смогли определить девять стратегий выживания, связанных с их эмоциями. Родители, в основном, применяли стратегии для минимизации эмоционального воздействия родительского отчуждения.

Что касается проблемно-ориентированного решения отчуждения, это, например, ведение блога «У меня есть блог, в который я пишу самые важные вещи. Потому что, в конце концов, я хочу сказать… это то, что есть (…) цель - превратить это в книгу и в нужный момент попытаться задокументировать все это  фактическими доказательствами» (Луи, 51) и поиск информации« «именно мое терпение, моя настойчивость привели меня туда, где я нахожусь сегодня, а также тот факт, что у меня есть вся информация по этому вопросу». (Карл, 36). Участникам было труднее найти стратегии выживания, сосредоточенные на проблеме из-за того, что им сложно понять, как действовать и что делать, чтобы решить их текущую проблему. Однако стратегии, о которых сообщили эти родители, позволили им найти ресурсы, чтобы справиться с воспринимаемым отчуждением и принять меры для повышения своего личного благополучия.

 

Семейные отношения

 

Семейные отношения включали проблемы, возникающие в отношениях с членами семьи. Эта тема включала три подтемы: исходная семья, включая отношения с исходной семьей целевого родителя, такой как родители, братья и сестры; отношения с ребенком (как родитель относился к ребенку и как он / она мог / не мог участвовать в жизни ребенка)  и отношения с бывшим партнером и его семьей.

            Отчуждение ребенка от семьи «Я даже не могу быть со своим ребенком, а я отец. Даже ее бабушка, дядя, тетя или двоюродные братья не могут. Это полное отчуждение» (Луи, 51) приводит к  семейным страданиям, например:« Моя мать очень страдает из-за этого. Ей 88 лет, и она приняла это… Я знаю, что это глубоко ранит ее, это очень тяжело для нее, потому что у них были потрясающие отношения »(Луи, 51). Родители сообщали о трудностях в воспитании детей в результате поведения бывшего партнера, а также об отдалении  ребенка от исходной семьи целевого родителя, поскольку бывший партнер вел себя таким образом, чтобы дистанцировать ребенка от семьи, которая подвергалась воздействию родительского отчуждения. Эта последовательность событий причиняла боль не только родителю, но и всей семье, переживавшей ненормальную неблагоприятную ситуацию, которая привела к серьезным изменениям в их взаимоотношениях.

В отношениях с ребенком были  обнаружены такие проблемы  как потеря семейных ритуалов, а именно сложность участия или обмена моментами, которые, как ожидалось, являлись  семейными событиями, такими как Рождество или дни рождения «Нет Рождества, Нового Года, нет ни дней рождения, ни Дня матери, ни Дня отца…. Я больше не знаю, что такое День отца». (Луи, 51) и двусмысленность в отношении того, кто в настоящее время является частью семьи. Например, на вопрос «Чувствуете ли вы, что ваш ребенок присутствует в вашей жизни?» Стивен (40) ответил: «На мой взгляд, да. В моей физической жизни нет. В мыслях и не более того, только в голове». Изменения в родительских связях были отмечены расстоянием и потерей контакта, что разрушило отношения. Семейные моменты, такие как дни рождения, не отмечались совместно, что порождало чувство отсутствия семьи. Это отсутствие семьи в сочетании с отчуждением родителя также способствовало двусмысленности из-за неопределенности роли и присутствия ребенка в семье. Несмотря на желание, чтобы ребенок присутствовал в семье, потеря контакта мешала участникам относиться к ребенку как к действительно присутствующему в семье.

Наконец, проблемы отношений с бывшим партнером и его семьей  включали следующие: характеристики личности бывшего партнера; трудности в воспитании детей, относящиеся к проблемам, связанным с родительской ролью и трудностями во взаимоотношениях, а именно связанные с бывшим партнером или его / ее семьей.

Относительно личных характеристик бывшего партнера участники определили факты из прошлого их бывшего партнера, такие как семейные особенности: «отец ушел, когда старшей, моей бывшей жене, было 12 лет. Таким образом, она никогда не знала, что значит иметь мужа и. отца и поэтому неудивительно, что история повторяется ». (Луи, 51). Более того, критика бывшего партнера была определена как цель действий: «Я не понимаю, что творится у нее в голове. Я думаю, что это невежество с ее стороны и отсутствие любви к ребенку, неуважение к ребенку, а также к самой себе»(Ричард, 33). В рассказе участников о бывшем партнере был высокий уровень критики его поведения и личности или их семейных моделей. Участники выражали гнев и, похоже, сосредотачивались в первую очередь на недостатках бывшего партнера.

Что касается трудностей в воспитании детей, участники ссылались на трудности в совместном воспитании, а именно на попытки отчуждающего родителя оттолкнуть их: «Если бы она хорошо заботилась о своих детях, даже если они не хотят быть со мной, она была бы  первой, кто предложил бы им провести время со мной, а этого не происходит, этого никогда не было!» (Луи, 51). Трудности с бывшим партнером проявлялись в воспитании детей, влияя на родительские решения участников и общение.

Наконец, в рамках трудностей во взаимоотношениях (с бывшим партнером или его семьей) участники указали на  официальные заявления, поданные против них: «Меня обвинили в жестоком обращении с ними, в жестоком обращении с несовершеннолетними детьми, в жестоком обращении с их матерью, меня обвиняли во всем, и я был невиновен. . А что случилось с матерью? Ничего такого. А что случилось с отцом? Год я не видел своего ребенка». (Брейден, 38) и трудности с контактом с ребенком из-за того, что бывший партнер не отвечает на телефонные звонки, «на той неделе между ее днем рождения и моим… телефоны были выключены, на телефонные звонки не отвечали, мессенджер был отключен…». (Луи, 51). Трудности, с которыми столкнулись участники, по-видимому, отражали их отношения с бывшим партнером, который ставил под угрозу не только общение, но также способствовал конфликтам и обвинениям, что делало это еще болезненнее для целевых родителей.

 

Сеть поддержки

 

Тема сети поддержки включала восприятие родителями поддержки на разных контекстных уровнях: друзья и семья; психологи/психиатры, юристы и общество  и включали две подтемы: отсутствие поддержки  и восприятие поддержки.

Отсутствие поддержки включало неудовлетворенность формальной поддержкой и отсутствие неформальной поддержки . Неудовлетворенность формальной поддержкой включала: задержки, медленные процессы «На решение вопросов уходит много времени (…), потому что ребенку 13 лет, а это растягивается на 10 лет, и в мгновение ока он собирается стать взрослым ». (Ричард, 33) и неудовлетворенность процедурами рассмотрения дел, связанных с отчуждением родителей.  «А что делает полиция? Отправляет все в суд. Пока не будет доказано иное, отец виновен. А что происходит? Несовершеннолетнего ребенка забирают на всякий случай. Отец оправдан, а что происходит с матерью? Ничего такого. Ни штрафа, ни предупреждения, ничего. А что она делает? Она подает еще одно заявление  на насилие. А что делает суд? На всякий случай снова забирают ребенка, на всякий случай ». (Брейден, 38).

Участники выявили несколько трудностей при обращении к учреждениям для получения официальной поддержки. Это могло усилить и без того негативное отношение родителей к этим учреждениям из-за медлительности системы в содействии контакту с ребенком. Эти трудности, вместе взятые, могли привести к снижению уровня удовлетворенности этими услугами.

Некоторыми примерами отсутствия неформальной поддержки являются отсутствие поддержки среди членов семьи «моя мать и мои сестры поддерживают меня, насколько могут, но этого недостаточно» (Ричард, 33) и общая незаинтересованность общества:  «Мы живем в обществе, которое считает, что  это моя проблема, поэтому я должен сам  с ней справляться, и точка. Никого не волнует, это никого не волнует. Никого не волнует! Люди видят все это, но не хотят ввязываться в это, они продолжают жить своей жизнью и все ». (Луи, 51).

Помимо чувства неудовлетворенности формальной поддержкой, предлагаемой учреждениями, участники также выявили непонимание и незаинтересованность со стороны общества, в котором не обсуждалось родительское отчуждение, что может объяснить, почему эта ситуация воспринимается  с предубеждением. Кроме того, участники определили отсутствие поддержки в своей расширенной семье, что может быть еще одной областью уязвимости с точки зрения здоровья и благополучия этих родителей.

Поддержка семьи и друзей очень помогает отчужденным родителям: «Мне помогли пройти через это более мирным путем мой партнер… и двое или трое друзей…»(Клэр, 51) и семья:  «Меня всегда поддерживает моя семья. По сути, они следили за тем, чтобы, когда дела шли более агрессивно, я пошел обедать к ним домой, или они приходили ко мне. Моя мама иногда приходит ко мне домой в середине недели и спит там, чтобы мой ребенок мог почувствовать присутствие семьи» (Фиби, 48).

 

Обсуждение

 

Это качественное исследование было сосредоточено на личном, семейном опыте и опыте сети поддержки восьми целевых родителей, живущих в ситуации родительского отчуждения. Используя полуструктурированные интервью, это исследование выявило собственные взгляды этих родителей на отчуждение родителей, что способствовало восполнению значительного пробела в современной литературе (см. Обзор в Maturana et al.2018). Анализ рассказов родителей позволил выделить четыре основные темы: восприятие личного воздействия, стратегии выживания, семейные отношения и сеть поддержки.

Что касается восприятия личного воздействия, выяснилось, что родители, которые испытали отчуждение родителей, в основном выявляли негативные эмоции, такие как чувство несправедливости или вины, и физические последствия, такие как потеря веса или физическая усталость. Эти результаты подтверждают предыдущую литературу, указывающую на негативные последствия отчуждения для психического здоровья целевого родителя (Baker and Andre 2008; Baker and Darnall 2006; Poustie et al. 2018; Vassiliou and Cartwright 2001). Единственная положительная эмоция – это безусловная любовь к ребенку. Однако даже это положительное чувство могло усилить отрицательные эмоции, поскольку целевые родители испытывали трудности в выражении своей любви к ребенку, поскольку контакт был запрещен или его было трудно поддерживать. Это согласуется с выводом о том, что степень воздействия тактики родительского отчуждения положительно коррелирует с оценкой стресса для таких родителей (Balmer et al. 2018). Более того, целевые родители столкнулись с препятствиями для выражения своей безусловной любви к ребенку, учитывая, что триангуляция, которая происходит в этих ситуациях, пагубно сказывается на значимых отношениях между двумя людьми в семье из-за сильного влияния третьего члена семьи. Восприятие родителями отсутствия власти  и бессилия со временем может повлиять на выражение их любви к ребенку.

На сегодняшний день в исследованиях целевых родителей не сообщается об их стратегиях выживания в этой неблагоприятной жизненной ситуации. В этом исследовании они смогли определить стратегии совладания с этой стрессовой ситуацией. Используя модель Лазаруса и Фолкмана (1984), мы обнаружили, что участники определили более эмоционально-ориентированные, чем проблемно-ориентированные стратегии преодоления трудностей. Анализ  данных показывает, что родители уделяли больше внимания стратегиям поддержания эмоционального равновесия и регулирования своего стресса из-за негативных эмоций, которые они испытывали, таких как несправедливость, горе и отчаяние. Более того, этим родителям было очень трудно определить и следовать эффективному курсу действий для непосредственного решения проблемы. Это может быть частично связано с их восприятием отсутствия официальной поддержки со стороны социальных институтов и общества.

Это исследование также предполагает, что целевые родители сообщают о значительных изменениях в ключевых отношениях. Согласно теме «Семейные отношения», родители определили изменения в семейных отношениях с разными членами семьи, которые поставили под угрозу отношения с ребенком из-за расстояния и потери контакта. Участники говорили о неопределенности, выраженной  родителями в отношении чувства принадлежности к семье. Это связано с концепцией неоднозначных границ, то есть с отсутствием определения роли и участия членов семьи в семейной системе как фактора риска для здоровья и благополучия (Boss 2006). Сложность присутствия ребенка в повседневной жизни семьи и в ключевых семейных событиях причиняла страдания не только целевым родителям, но и их родным семьям.

Родители особенно беспокоились о том, что они не участвуют в повседневных делах своего ребенка и в значимых моментах его жизни, таких как дни рождения и ежегодные праздники. И рутина, и ритуалы вплетены в ткань семейной жизни и они отражают идентичность и сплоченность семьи и способствуют ее формированию (Crespo et al. 2011; Fiese 2006). Отсутствие этих семейных моментов (поскольку родитель не мог участвовать в важных для ребенка моментах, и точно так же ребенок не мог присоединиться к родителю) может способствовать чувству потери и фрагментации семьи.

В этом исследовании было обнаружено, что отчуждение родителей также влияет на сеть поддержки целевых родителей. По нашим данным, поддержка конкретных друзей и членов семьи контрастирует с восприятием отсутствия формальной поддержки со стороны институтов и общества в целом. Этот вывод согласуется с предыдущими исследованиями, показывающими, что целевые родители испытывают неудовлетворенность формальной поддержкой (Baker 2010; Maturana et al. 2018).

Фактически, целевым родителям приходится иметь дело с разными системами, чтобы попытаться разрешить ситуацию родительского отчуждения. У них возникают трудности с психологической и юридической поддержкой (Baker 2010) из-за отсутствия гарантированных успешных  решений для проблемы родительского отчуждения.

 

Значение для практики и исследований

 

Результаты этого исследования дают важны для определения наилучших мультисистемных вмешательств для  целевых родителей, которые считают свои ключевые отношения и благополучие разрушенными.

Что касается индивидуального опыта целевого родителя, литературы по стратегиям выживания таких родителей очень мало. Возможно, потребуется индивидуально поработать над новыми способами борьбы с источниками стресса и помочь родителям найти другие стратегии решения проблем. Кроме того, наши результаты показывают, что участники ощутили значительное негативное влияние на семейные отношения, особенно отношения между родителями и детьми. Этот вывод согласуется с замечанием Бейкер и Андре (2008) о том, что профессионалы должны признавать боль и утрату целевых родителей. Выявление слабости личности и семьи, а также неудовлетворенность формальными услугами может дать представление о том, как профессионалы могут поддержать целевых родителей. Текущие результаты указывают на важность того, чтобы службы здравоохранения уделяли приоритетное внимание семейным отношениям, учитывая, что отчуждение родителей меняет динамику не только между целевыми родителями и их ребенком, но и внутри расширенной семьи. Кроме того, рассмотрение вмешательств, выходящих за рамки семейной системы, кажется особенно актуальным, поскольку родители могут извлечь пользу из получения большей поддержки со стороны учреждений и признания их проблемы обществом на макросистемном уровне.

Это исследование дало немало важных выводов для дальнейшей работы. Во-первых, важно отобразить явления во времени, чтобы понять, как разворачивается процесс родительского отчуждения, и определить различные стадии, переживаемые разными членами семьи. Также важно четко определить факторы риска и защитные факторы возникновения отчуждения родителей, а также его последствия с точки зрения здоровья и благополучия родителей и детей в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Во-вторых, учитывая системный и сложный характер этого явления, затрагивающего всю семью, крайне важно, чтобы в будущих исследованиях участвовали и другие члены семьи, помимо целевых родителей, в дополнение к специалистам, которые имеют дело с ситуациями родительского отчуждения. Действительно, необходимо уточнить роль разных членов семьи; как ранее было определено Вассилиу и Картрайтом (2001), члены расширенной семьи в ситуации родительского отчуждения могут играть роль в регулировании близости между ребенком и отчуждающим родителем, однако их участие в отчуждении остается неясным и требует эмпирического исследования

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

 

САУЛИН ЛИ-МАТУРАНА И ДР. ПОСЛЕДСТВИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕВЫХ РОДИТЕЛЕЙ И СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ

ДОКТОР СЬЮЗАН ХЕЙТЛЕР. ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ОТЧУЖДЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ?

ДОКТОР ЭМИ БЕЙКЕР. СОВЕТЫ ОТЧУЖДЕННЫМ РОДИТЕЛЯМ В 2019 ГОДУ

ЛИЧНЫЕ ИСТОРИИ И СОВЕТЫ ОТ ОТЧУЖДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий